контактный email:
2004tatianabaeva@earthlink.net
Введение

Глава первая. История метафизики

Глава вторая. Гносеология

Глава третья. Трансцендентальное воображение

Глава четвертая.

Глава пятая. Сотворение мира

Глава шестая. Адам и жена его

Глава седьмая. Три сына Евы

Глава восьмая. Боги древней Греции

Глава девятая. Потоп

Глава десятая. Космос

Глава одиннадцатая

English version




Содержание главы
1.2.1. Мышление
1.2.2. Сознание античного мудреца
1.2.3. Сокровенный человек
->1.2.4. Пути восхождения человеческого духа
1.2.5. Созерцание
1.2.6. Гении
1.2.7. Аутизм
1.2.8. Теория
1.2.9. Призвание
1.2.10. Немудрое Божие
1.2.11. Иван-дурак
1.2.12. Пасьянс
1.2.13. Вопрошание
1.2.14. Становление
1.2.15. Медитация над трансценденциями
1.2.16. Дано мне жало в плоть
1.2.17. Воплощение
1.2.18. Возвращение
1.2.19. Исихазм
1.2.20. Люминофания
1.2.21. Синдром Аспергера


1.2.4. Пути восхождения человеческого духа

Средневековый схоласт св. Джованни Фиданца Бонавентура (1217-1274), доктор теологии, епископ Албанский, различал шесть ступеней постепенного восхождения человеческого духа. Внимательно отнеситесь к его словам.

Первая ступень – увидеть Бога в мире, Им сотворенном. Вторая ступень – увидеть в мире гармонию, сотворенную Богом. Третья – узрить Бога внутри себя. На четвертой ступени – душа человека преображается, а на пятой он узрит Бога. И, наконец, шестая ступень – душа человека сливается с Богом, но остается личностью.

В своем «Путеводителе души к Богу» Бонавентура пишет о многотрудности восхождения души:

«Итак, кто хочет восходить к Богу, должен, чтобы избежать искажающего природу греха, подчинить… природные способности преображающей благодати, а это достигается молитвой; очищающей праведности, что достигается обращением; озаряющему знанию, что достигается медитацией; и совершенствующей мудрости, что достигается созерцанием. Подобно тому, как к мудрости можно прийти только лишь через благодать, праведность и знание, так к созерцанию можно прийти только через сосредоточенную медитацию, святой образ жизни и благочестивую молитву. А так как благодать есть основание воли и совершенной просвещенности разума, то мы должны, во-первых, молится, во-вторых, свято жить, в-третьих, должны устремлять свой взор на созерцание истины и, устремившись восходить по ступеням, вплоть до вершины горы, где «является Бог богов на Сионе»(Бонавентура «Путеводитель души к Богу». Гл.1,8.).

Таким образом, монахи, для достижения цели использовали молитву, медитацию и созерцание. Начало этому было положено в коптских монастырях.

Современные исследования мозга показали, что у людей, находящихся в состоянии молитвы, медитации или созерцания частота волн электрической активность клеток головного мозга выглядит различно и активизируются различные участки мозга.

В норме, электрическая активность мозга проявляет себя в виде четырех типов мозговых волн.

Частота бета волн находится в диапазоне 15-40 Гц и характерны для нормальной работы мозга в режиме нагрузки. Энцефалограмма рисует короткие и частые штрихи.

Амплитуда альфа волн больше, но они так же часты, как и бета волны. Альфа волны располагается в диапазоне 9-14 Гц. Альфа волны наблюдаются у человека присевшего отдохнуть.

Следующий тип волн – тета волны. Они сильно раздвинуты. Амплитуда их еще больше и частота составляет 5-8 Гц.

Последний вид мозговых волн – дельта – состояние сна. Где волны с максимальной амплитудой максимально сглажены. Их частота 1,5-4 Гц. Глубокий сон без сновидений характеризуется частотой 2-3 Гц.

Одна из частот доминирует в нашем сознании в зависимости от уровня активности человека, но при этом остальные три всегда присутствуют в общей смеси мозговых колебаний.

Как свидетельствует Бонавентура, монахи применяли различные техники сознания для достижения разных целей.

Молитву, чтобы избежать искажающего природу греха и подчинить природные способности преображающей благодати. То есть привести свое сознание в состояние покоя. А не экстаза, как думают некоторые.

Созерцание применялось, как средство совершенствующее мудрость.

При помощи медитации монахи достигали очищающей праведности, обращения, озаряющего знания, неведомого дотоле.

Позже, мы подчеркнем различие между мудростью и знанием.

Таким образом, человек может модулировать разные частотные колебания электрической активности мозга, используя различные его участки.

Такая смена техник позволяет менять нагрузку на разные участки мозга и тем самым уменьшить опасность «перегрузки» его. Но главное, это различение «плодов» этих техник.

Рассмотрим технику созерцания, как наиболее сложную.





разработка: www.m-web.ru