контактный email:
2004tatianabaeva@earthlink.net
Введение

Глава первая. История метафизики

Глава вторая. Гносеология

Глава третья. Трансцендентальное воображение

Глава четвертая.

Глава пятая. Сотворение мира

Глава шестая. Адам и жена его

Глава седьмая. Три сына Евы

Глава восьмая. Боги древней Греции

Глава девятая. Потоп

Глава десятая. Космос

Глава одиннадцатая

English version




Содержание главы
1.1.1. Метафизическое мышление
1.1.2. Начало
1.1.3. Мифологическое мышление
1.1.4. Философское мышление
1.1.5. Восток
1.1.6. Моисей
->1.1.7. Соломон
1.1.8. Пророки
1.1.9. Апостолы
1.1.10. Соль земли
1.1.11. Эпилепсия
1.1.12. Юродивые
1.1.13. Дверь в Царство небесное
1.1.14. Стяжание Духа
1.1.15. Обиталище души
1.1.16. Гормоны души
1.1.17 Аскетизм
1.1.18. Разделение языков
1.1.19. Схоластика
1.1.20. Вера и наука
1.1.21. Кант
1.1.22. Гегель
1.1.23. Феноменологическая редукция
1.1.24. Высветляющее мышление


1.1.7. Соломон

Свидетельство о чудесном даровании знания Богом, мы найдем и в неканонических книгах Библии: «Премудрость Соломона» и Книге Сираха.

Первые иудейские цари были избранниками Бога. Соломон был одним из них. Это был наиболее благополучный период в жизни израильского народа, несмотря на человеческие слабости избранников. С того времени как евреи стали сами выбирать своих царей, начались бедствия народа.

Соломон рассказывает нам о своем духовном опыте. Еще будучи «даровитым отроком», он понял, что:

«Помышления смертных нетверды, и мысли наши ошибочны; ибо тленное тело отягощает душу, и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум. Мы едва можем постигать и то, что на земле, а что на небесах – кто исследовал? Волю же Твою кто познал бы, если бы Ты не даровал премудрости и не ниспослал свыше святого Твоего Духа?» (Прем. 9: 14-17).

Соломон прямо называет источник мудрости:

«Ибо Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум» (Притч. 2:6).

«Всякая Премудрость - от Господа и с Ним пребывает во веки». … Прежде всего произошла Премудрость, и разумение мудрости – от века. …Он произвел ее и видел и измерил ее и излил ее на все дела Свои, и на всякую плоть по дару Своему, и особенно наделил ею любящих Его. …Начало премудрости – бояться Бога, и с верными она образуется вместе во чреве” (Сир. 1: 1; 4; 8; 15).

Здесь опять подчеркиваются генетические «корни» мудрости. Бог избирает людей для просвещения народов по генетическим признакам. Таким образом, премудростью называется не только мудрость в превосходной степени. Это качество, которое люди получают от Бога, еще пре/до/жизни - в утробе матери, а не в результате приобретенного опыта и знаний.

Соломон называет Премудрость «древом жизни» (Притч. 3: 18), «неистощимым сокровищем», при помощи которого человек входит в содружество с Богом (Прем. 7: 14).

Это - путь к достижению личного бессмертия.

«Через нее я достигну бессмертия и оставлю вечную память будущим после меня» (Прем. 8: 13).

Сама Премудрость говорит:

«Потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа; а согрешающий против меня наносит вред душе своей: все ненавидящие меня любят смерть» (Притч. 8. 20; 35-36)

Цель Господа – спасение созданного Им мира:

«Множество мудрых – спасение миру…» (Прем. 6: 26).

Бог руководит людьми, дает им знания и ремесла, исправляет их ошибки:

«…Только дал бы мне Бог говорить по разумению и достойно мыслить о дарованном, ибо Он есть руководитель к мудрости и исправитель мудрых. Ибо в руке Его мы и слова наши, и всякое разумение и искусство делания» (Прем. 7: 1516).

В первую очередь Бог дал Соломону представление о мире, который его окружает:

«Сам Он даровал мне неложное познание существующего, чтобы познать устройство мира и действие стихий, начало, конец и средину времен, смены поворотов и перемены времен, круги годов и положение звезд, природу животных и свойства зверей, стремление ветров и мысли людей, различия растений и силы корней. Познал я все, и сокровенное и явное, ибо научила меня Премудрость, художница всего» (Прем. 7: 17-21).

Кроме того Бог заложил в Соломона уверенность в том, что вне морали не построишь общества.

«Если кто любит праведность, - плоды ее суть добродетели: она научает целомудрию и рассудительности, справедливости и мужеству, полезнее которых ничего нет для людей в жизни» (Прем. 8: 7).

Итак, мы видим, что Премудрость это не человеческое знание, ум или опыт, а дар Божий, особенное качество внимать Богу, слышать Его, быть проводником Его идей. При этом совершенство в познании мира находится в прямой зависимости от совершенства души. Мы найдем множество подтверждений тому, что нравственные качества человека не безразличны Богу.

«Если желаешь премудрости, соблюдай заповеди, и Господь подаст ее тебе, ибо премудрость и знание есть страх перед Господом, и благоугождение Ему – вера и кротость» (Сир. 1: 26).

«Начало мудрости – страх Господен…» (Притч. 9: 10).

«Много высоких и славных, но тайны открываются смиренным, ибо велико могущество Господа, и Он смиренными прославляется» (Сир. 3: 19-20).

В человеческом представлении, за эпитетом «смиренный» кроется «никакой» человек: не умный, не яркий, не лидер. «Овца» в человеческом стаде. Почему смирение, кротость и страх Господен являются атрибутом мудрости, мы узнаем много позже.

Но вот нотка печали у Соломона: он говорит, что полюбил Премудрость «более здоровья и красоты» (Прем. 7: 10). Не потому ли, что он утратил их?

Ему вторит Екклесиаст:

«И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость; узнал, что и это - томление духа. Потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познание, умножает скорбь» (Екк. 1: 17-18).

Грустные, и, пока еще, не понятные слова...

Соломон не был совершенным человеком, и согрешил перед Господом. В конце жизни он разрешал своим многочисленным наложницам совершать языческие обряды, за что и был наказан.





разработка: www.m-web.ru