контактный email:
2004tatianabaeva@earthlink.net
Введение

Глава первая. История метафизики

Глава вторая. Гносеология

Глава третья. Трансцендентальное воображение

Глава четвертая.

Глава пятая. Сотворение мира

Глава шестая. Адам и жена его

Глава седьмая. Три сына Евы

Глава восьмая. Боги древней Греции

Глава девятая. Потоп

Глава десятая. Космос

Глава одиннадцатая

English version




Содержание главы
->1.1.1. Метафизическое мышление
1.1.2. Начало
1.1.3. Мифологическое мышление
1.1.4. Философское мышление
1.1.5. Восток
1.1.6. Моисей
1.1.7. Соломон
1.1.8. Пророки
1.1.9. Апостолы
1.1.10. Соль земли
1.1.11. Эпилепсия
1.1.12. Юродивые
1.1.13. Дверь в Царство небесное
1.1.14. Стяжание Духа
1.1.15. Обиталище души
1.1.16. Гормоны души
1.1.17 Аскетизм
1.1.18. Разделение языков
1.1.19. Схоластика
1.1.20. Вера и наука
1.1.21. Кант
1.1.22. Гегель
1.1.23. Феноменологическая редукция
1.1.24. Высветляющее мышление


1.1.1. Метафизическое мышление

Творче и Создателю всяческих, Боже,

дела рук наших, к славе Твоей

начинаемая, Твоим благословением

спешно исправи, и нас от всякого зла

избави, яко Един Всесилен и

Человеколюбец.

Тропарь Царю Небесный, глас 2-й

Идеей того, что человеческий интеллект это орган коммуникации с Высшим Разумом, пронизана вся философская и христианская мысль.

Античная философия не сомневалась в существовании Собеседника и создала ряд философских школ, где ставились задачи самопознания, чтобы освободить сознание для выхода в трансцендентальные миры.

И монастырскими подвижниками в первые века христианства были разработаны специальные техники, в результате чего сознание приходило в измененное состояние, приближающее человека к Богу.

Этим приемом пользовались и средневековые христианские мистики, такие как Агриппа Неттесгеймский, Иоганн Майстер Экхарт (1260-1327), Генрих Сузо.

Об этом феноменальном свойстве нашего сознания, писали и многие выдающиеся философы поздних лет: Иммануил Кант (1724-1804), Георг Фридрих Вильгельм Гегель (1770-1831), Карл Ясперс (1883-1969), Эдмунд Гуссерль (1859-1938), Мартин Хайдеггер (1889-1976) и др.

Известный немецкий философ-экзистенциалист и психиатр Карл Ясперс был уверен в том, что первые греческие философы, израильские пророки, основатели зороастризма в Иране, буддизма и джайнизма в Индии, конфуцианства и даосизма в Китае, состояли в коммуникации с Высшим Разумом и их работы являются ее результатом. Именно они дали духовное «основоположение» человеческой мысли между 800 и 200 годах до новой эры, в так называемое «осевое время», прошедшее всю Евразию,

Он считал, что существует особое, философское, «высветляющее» мышление, разительным образом отличающееся от научного мышления и полученных этим путем знаний. Что у философов существует особая способность к «коммуникации», которая является критерием философской истины и отождествляется с разумом.

И все же, эта тема содержит в себе больше вопросов, чем ответов.

Если действительно авторы древних текстов вступали в коммуникацию с Абсолютом, и оставили нам бесценное свидетельство намерений Высшего Разума относительно нас, то почему Он покинул нас? Или мы Его покинули? Ведь, нельзя не заметить, что чем развитее человечество, тем дальше мы от мысли об идеальном мыслительном Начале и возможности контакта с ним. Может это просто аномалия нашего сознания, уводящая нас от истины?

Если священные писатели действительно осознавали себя проводниками божественной мудрости и стремились точно передать то, что они воспринимали как наитие свыше, стоит ли за термином «богодухновенность» научное объяснение той работы сознания, которая обозначена как «сверхприродное действие»? Как, и зачем мы мыслим, например, такие абстрактные универсалии как бытие и истина, душа и Бог?

Платон и Аристотель называли метафизику «первой философией» - наукой о высших принципах знания.

Все философские дисциплины вышли из лона метафизики: теология - учение о существовании и сущности Бога, пневматология - учение о духе, гносеология - учение о познании, космология - учение о сущности мира, философская антропология, изучающая человека, и, наконец, онтология, изучающая вопросы о сущем.

Метафизик пользуется всеми способами научного мышления, как любой философ или ученый, но ему свойственен еще и особый, редко встречающийся в своем совершенном развитии, можно сказать аномальный тип мышления: особая форма человеческого сознания, которая не опирается на чувственное восприятие, а основана на коммуникации с невидимым миром.

Тому, кто никогда не пересекал границ Бытия и сознания, будет трудно поверить в реальность существования Абсолюта и возможность коммуникативных метафизических связей с Высшим Разумом.

Современная аналитическая философия, опирающаяся на доводы разума, отказывается считать рефлексивное мышление «коммуникацией с Высшим Разумом» и приписывает возможность обретения смысла исключительно человеку. Она считает, что метафизические знания организуются на тех же основаниях, что и остальные знания людей. Кроме того, философы ставят под сомнение ценность трансцендентального мышления в информативном поле, и относят метафизику к области дурных, вредных человечеству фантазий, искажающих видение мира. А наиболее продуктивной считают ту форму сознания, где сознание контролирует сознание.

И действительно, рефлексивное мышление не всегда поддается контролю со стороны сознания и часто уводит от реальности. Во-первых, потому что человечество до сих пор не постигло тайн своего сознания и не умеет им пользоваться. А во-вторых, идеи, рожденные метафизиком, не всегда и не сразу могут быть постигнуты логическим разумом. Все это вызывает естественное недоверие.

Нам предстоит выяснить, действительно ли трансцендентальные знания есть продукт общения нашего сознания с Абсолютом? Что такое сознание и каковы его задачи. Уводят ли трансценденции от реальности, или приближают к ней?

В интереснейшей книге М.Б.Менского, доктора физ.-мат. наук, профессора, ведущего научного сотрудника Физического института им. Лебедева РАН, рассказывается о «некоторых нерешенных вопросах (парадоксах) квантовой механики. Когда попытка их решения приводит к картине параллельных миров (так называемая интерпретация Эверетта), а ее логическое продолжение – к новому пониманию феномена сознания и к объяснению его необычных возможностей, которые на первый взгляд противоречат законам физики»(Менский М.Б. «Человек и квантовый мир», Фрязино, ВЕК 2, 2007, стр. 4.).

Дело в том, что в квантовом мире невозможно предсказать результат. Налицо множество возможных конечных результатов событий. Таким образом, концепция Эверетта допускает бесконечное число реальностей, которые можно наглядно представить себе как множество классических миров. Присутствие наблюдателя в квантовом мире позволяет считать сознание общей частью таких, казалось бы, далеких наук, как психология и квантовая механика. Возможно, что отождествление сознания и квантового мира позволит им дополнить и объяснить друг друга.

М.Б. Менский пишет:

«В интерпретации Эверетта возникает некоторая двойственность, довольно трудная для осмысления. Все альтернативы реализуются, и сознание наблюдателя разделяется между всеми альтернативами. В то же время индивидуальное сознание наблюдателя субъективно воспринимает происходящее так, будто существует лишь одна альтернатива, в которой он живет. Другими словами, сознание в целом разделяется между альтернативами, но индивидуальное сознание субъективно воспринимает лишь одну альтернативу. Каждая «компонента» сознания не знает, что существуют другие компоненты, и интерпретирует воспринимаемую ею картину как единственную реальность. На самом же деле существует множество «реальностей», и ни одна из них не более (и не менее) реальна, чем остальные»(Менский М.Б. «Человек и квантовый мир», стр. 161.).

Таково свойство нашего сознания. Таков мир в нашем понимании. Но иногда наше сознание должно заглядывать в другие реальности. Это возможно тогда, когда сознание почти исчезает и человек погружается в, так называемый, «транс». Позже, мы исследуем это явление.

Получение знания сверхрациональным путем нельзя объяснить, если не предположить некую идеальную Сущность, обладающую полным знанием. А если это возможно, то эта Сущность является Творцом мира.

Таким образом, у нас будет только одна «сверхъестественная» реальность: по ту сторону сознания будет стоять Бог, или Абсолют, или Логос или Единое мыслительное Начало. Но все эти имена являются лишь символами Непостижимого.

«Быть может, отождествление ее (реальности) с Богом и не совсем адекватно, но зато дает в наше распоряжение яркий и в своей основе правильный образ. Полной адекватности при этом ожидать не приходится»(Менский М.Б. «Человек и квантовый мир», стр. 245.).

Приобщение человека к божественной мысли, явление уникальное. Поскольку наш мыслительный аппарат несовершенен, ощущение Творца дается нам в результате особой напряженной работы сознания, которая приносит плоды лишь в том случае, если мы подчиним ей всю нашу жизнь.

Для того чтобы приблизиться к пониманию этого феномена нам предстоит обратиться к истории свидетельств этих контактов. Именно истории, потому что эти контакты имеют свое развитие, свои взлеты и падения.

Свидетельства богообщения мы встретим на протяжении всей истории человечества. Они и послужат нам ориентиром. Автор не хочет навязывать свою точку зрения, но приглашает благожелательно выслушать его.

«Однако для каждого отдельного человека мнение других людей не так уж важно. И этот отдельный человек, индивид, имеет возможность проверить особые возможности своего собственного сознания и либо убедиться, что они существуют, и поверить в них, либо признать, что его опыт скорее опровергает существование таких возможностей, и отвергнуть их»(Менский М.Б. «Человек и квантовый мир», стр. 212.).

И действительно, достичь изменения своего сознания, если вы не родились с этими необычными способностями, дано не каждому. Во-первых, потому что надо верить и желать этого. Во-вторых, результат достигается далеко не сразу. В-третьих, пройти этот путь сумеет лишь тот, кто выбрал достойную цель.

Не следует запрещать человеку исследовать окружающий мир, доступным ему способом. В этом случае нас ждет новый ракурс видения устройства нашего мира, необычайные открытия. Наука знает немало примеров, когда методология науки вынуждена была идти на уступки.

Так в свое время математики отказались от пятого постулата Евклида, считавшегося в геометрии обязательным. И в результате «родился поразительно красивый и богатый геометрический мир, который носит название общей теории относительности и который адекватно описывает Вселенную»(Менский М.Б. «Человек и квантовый мир», стр. 212.).

Итак, проявим терпение и попробуем воспринимать свидетельства наших предков, без комментариев, как данность. Достоверность подхода автора станет осязаемой много позже.

Автор обозначит историю метафизического мышления лишь пунктирно, для того чтобы побудить читателя самому изучить ее.





разработка: www.m-web.ru