контактный email:
2004tatianabaeva@earthlink.net
Введение

Глава первая. История метафизики

Глава вторая. Гносеология

Глава третья. Трансцендентальное воображение

Глава четвертая.

Глава пятая. Сотворение мира

Глава шестая. Адам и жена его

Глава седьмая. Три сына Евы

Глава восьмая. Боги древней Греции

Глава девятая. Потоп

Глава десятая. Космос

Глава одиннадцатая

English version




Содержание главы
1.1.1. Метафизическое мышление
1.1.2. Начало
1.1.3. Мифологическое мышление
1.1.4. Философское мышление
1.1.5. Восток
1.1.6. Моисей
1.1.7. Соломон
1.1.8. Пророки
1.1.9. Апостолы
1.1.10. Соль земли
1.1.11. Эпилепсия
->1.1.12. Юродивые
1.1.13. Дверь в Царство небесное
1.1.14. Стяжание Духа
1.1.15. Обиталище души
1.1.16. Гормоны души
1.1.17 Аскетизм
1.1.18. Разделение языков
1.1.19. Схоластика
1.1.20. Вера и наука
1.1.21. Кант
1.1.22. Гегель
1.1.23. Феноменологическая редукция
1.1.24. Высветляющее мышление


1.1.12. Юродивые

Христианская церковь знает особый род подвижников – «юродивых Христа ради». Эти люди совершали чудеса, но своим поведением весьма напоминали сумасшедших. Следует заметить, что в настоящее время, явление юродства практически не наблюдается.

Юродивые отличались полным пренебрежением к пище и одежде, обычно не имели жилища, и были совершенно не чувствительны к зною и холоду. Интересно, что такой же способностью отличаются и истинные безумцы, перенося жестокие холода без всякого ущерба для здоровья(Фуко Мишель. «История безумия в классическую эпоху». С.-П. 1997, стр. 162.). Этим известны и тибетские монахи, которые высоко в горах на ледяном ветру высушивают своим телом мокрые одеяла.

Помимо странных поступков, многие юродивые страдали и явными эпилептическими припадками. Есть свидетельства, что некоторые из юродивых, подобно апостолам, говорили «на языках» и обладали даром пророчества.

Юродивых можно было встретить не только среди христиан, но и в среде хасидов, мусульман и дзен-буддистов.

Как правило, юродивые косноязычны. Они объясняются жестами и символическими поступками. Так юродивый Василий Блаженный целовал стены кабаков и кидал камнями в церковь, объясняя это тем, что у кабаков стоят плачущие ангелы-хранители пьяниц, а стены церкви наоборот облеплены бесами. А однажды он совершил ужаснувший всех поступок: разбил камнями чудотворную икону Богородицы, потому что увидел спрятавшегося за доской иконы беса.

Церковь всегда настороженно относилась к этому гипертрофированному проявлению царства Духа. Поскольку, очень трудно достоверно отличить лицемерно беснующихся от истинных юродивых, что отражено еше в 692 году на Трулльском соборе.

Кроме того:

«Вера есть откровение разума, когда помрачится ум, вера сокрывается» (Исаак Сирин, Слово 89).

На Руси юродивые появляются с начала XIV века. Некоторые из них были канонизированы. Так в XIV веке было канонизировано четыре юродивых; в XV - одиннадцать; в XVI – четырнадцать; в XVII – семь. Далее государственная и церковная власть начинает настороженно относится к блаженным и Синод перестает канонизировать юродивых(Федотов Г.П. Святые древней Руси. YMCF-PRESS, 75005, PARIS, 1985, cтр. 204.).

Давайте попробуем разобраться в этом явлении на примере известного в греческой традиции юродивого св.Симеона Эмесского (VI в).

Симеон вел обычный образ жизни, затем, во время паломничества, был призван Богом и ушел в пустыню. За 31 год он достиг непрерывной молитвы. Однажды он сказал своему товарищу по пустынножительству, Иоанну, что Бог призвал его к юродству чтобы «глумиться над миром» и послужить спасению других людей. Иоанн отказался следовать за ним, считая, что он еще не достиг такого совершенства(Епископ Каллист (Уэр). N.Y.: St.Vladimir Seminary press, 2000, © ДУХ I ЛIТЕРА, 2004, «Внутреннее царство». «Юродивый как пророк и апостол», стр.148.).

Сначала Симеон едет в Иерусалим, где молится у святых мест, затем едет в Эмес. С этого момента пятидесятилетний Симеон начинает юродствовать.

Подобно прочим юродивым, он совершает бессмысленные и неприличные поступки. То щелкает орехи в храме при начале Литургии, то глумится над церковными правилами, публично ест мясо в пост, врывается обнаженным в женскую баню, делает вид, что хочет изнасиловать жену работодателя. Естественно, на окружающих он производил впечатление сумасшедшего. Считалось также, что он «разыгрывал эпилептика»(Епископ Каллист (Уэр). «Внутреннее царство». «Юродивый как пророк и апостол», стр. 157, 160.).

Но был ли Симеон на самом деле психически здоровым?

Церковь считает, что Симеон только надевал маску безумия, поскольку он причащался Святых Христовых Тайн и не подвергал сомнению догматы Церкви.

Но один психиатр заметил, что если Симеон был нормален, то он очень умело и точно имитировал симптомы настоящей мании(Епископ Каллист (Уэр). «Внутреннее царство». «Юродивый как пророк и апостол», стр.164.). А это весьма сомнительно.

Так что же такое юродство? Психическое заболевание или высочайшее притворство, ради того, чтобы показать миру его грехи?

Ответ грустен. Гиперактивность мозга, неизбежная в общении с Абсолютом, постепенно разрушает мозг. Адепт не сходит с ума одномоментно, но периоды помрачения ума становятся все более длительными. Временами юродивый возвращается в «здравый ум» и видит всю бедственность своего положения. Ему остается только взывать к Господу в молитвах и тогда он являет высокую духовность.

Так и Симеон временами ведет совершенно здравый образ жизни, умно беседует наедине с Иоанном Диаконом. А по ночам проникновенно молится. Однажды Иоанн увидел молящегося Симеона среди огненных столпов(Епископ Каллист (Уэр). «Внутреннее царство». «Юродивый как пророк и апостол», стр.139.). Сияние света является по свидетельству святых отцов Церкви символом единения души с Богом. Так лицо Моисея, когда он сходил с горы Синая, сияло лучами от того, что Бог говорил с ним (Исход 34:29-30;35).

Подобно Христу (Марк 5: 1-13), Симеон исцеляет своими молитвами «бесноватых», которых любил особой любовью.

Мир жесток к юродивым. Несмотря на явленные чудеса, святой Симеон производил на людей отталкивающее впечатление. Похоронен он был на кладбище для чужестранцев, без псалмопения, свечей и ладана(Епископ Каллист (Уэр). «Внутреннее царство». «Юродивый как пророк и апостол», стр.152.). Воистину, награда ждала его на небесах!

Автор считает, что отличие истинного юродивого от ложного заложено в причинах, по которым он впал в юродство. Так Симеона привела к юродству непрерывная молитва – почти постоянное пребывание в метафизическом пространстве.

А теперь еще раз перечитайте слова ап. Павла, и вы увидите, что апостолы разительным образом напоминают юродивых:

«…мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков. Мы безумны, … мы немощны, … мы в бесчестии, … терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, … гонят нас, … хулят нас, … мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» (1 Кор. 4: 9-13).

Нищие, странные в поведении, апостолы были беззащитны перед толпой. Их, в буквальном смысле, презирали и даже били. Но вот наступал момент проповеди, где Сам Бог говорил их устами и народы принимали христианство.

Не правда ли, смерть кажется предпочтительней медленного угасания разума? Но самоубийство – грех перед Господом. Остается принятие насильственной смерти… Необратимое разрушение мозга и послужило причиной казни апостолов, в которой было явлено милосердие Божие.

Это грешников ждет милость Христа, праведников же – жертва (Матф. 9: 13).

Таким образом, возлюбленные Бога, «соль земли», фактически были приговорены к насильственной смерти.

Ап.Павел и верит и не верит этому:

«…нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти; (1 Кор. 4: 9).

На самом деле избежать своей гибели «посланники» не могли…

Похоже, что гениального Пушкина так же подстерегала опасность безумия. Незадолго до гибели, в 1833 году, он пишет стихотворение на волнующую его тему:

«Не дай мне Бог сойти с ума,

Уж лучше посох и сума…»(Пушкин А.С. Москва, «Художественная литература», 1984, стр. 115.).

В этот период он начал искать смерти на дуэли. Таким образом, постигшая его ранняя смерть, также была Божьим промыслом...

И здесь в голову приходит мысль о жестокости Высшего разума и неумолимости рока. Но это не так.





разработка: www.m-web.ru