контактный email:
2004tatianabaeva@earthlink.net
Введение

Глава первая. История метафизики

Глава вторая. Гносеология

Глава третья. Трансцендентальное воображение

Глава четвертая.

Глава пятая. Сотворение мира

Глава шестая. Адам и жена его

Глава седьмая. Три сына Евы

Глава восьмая. Боги древней Греции

Глава девятая. Потоп

Глава десятая. Космос

Глава одиннадцатая

English version




Содержание главы
1.1.1. Метафизическое мышление
1.1.2. Начало
1.1.3. Мифологическое мышление
1.1.4. Философское мышление
1.1.5. Восток
->1.1.6. Моисей
1.1.7. Соломон
1.1.8. Пророки
1.1.9. Апостолы
1.1.10. Соль земли
1.1.11. Эпилепсия
1.1.12. Юродивые
1.1.13. Дверь в Царство небесное
1.1.14. Стяжание Духа
1.1.15. Обиталище души
1.1.16. Гормоны души
1.1.17 Аскетизм
1.1.18. Разделение языков
1.1.19. Схоластика
1.1.20. Вера и наука
1.1.21. Кант
1.1.22. Гегель
1.1.23. Феноменологическая редукция
1.1.24. Высветляющее мышление


1.1.6. Моисей

Как известно, эллины поклонялись богам, которые были как бы частью природы. Боги и люди находились в непрерывном общении. Это была даже не религия, а, скорее, симбиоз.

А в такие понятия как: Логос, Бытие, Единое, Благо греческие философы вкладывали особый смысл. За этими именами стояло нечто огромное, величественное – Вечность. Это было неописуемо и только предчувствовалось, предугадывалось, и было абстрактным, а не антропоморфным, в отличие от богов, понятием.

Библия же, напротив, приписывает Богу антропоморфные черты: Бог «говорит», «видит», «слышит», «идет». Богу Библии свойственна теофания - манифестация. Он является то огнем неопалимой купины, то скрывается в облаке, или в огненном столпе. В облике Ангела борется с Иаковом.

Но это лишь «образы» Бога.

Бог Сам сообщает Моисею, что человек не может видеть Его и не умереть (Исход 33: 20-23). О том же свидетельствует и ап. Павел: «никто из человеков Его не видел и видеть не может» (1 Тим. 6: 16).

Но когда Аарон и Мариам усомнились в том, что Моисей общается в скинии с Богом «лицом к лицу», Господь сошел в облачном столпе:

«И сказал: слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; Но не так с рабом Моим Моисеем – он верен во всем домy Моем. Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит»; (Числ. 12: 6-8).

Это еще одно указание на то, что Библия полна метафор.

По преданию все пять книг Торы, Пятикнижие, были записаны Моисеем - первым пророком, на котором почил Дух Божий.

Пророк, по-еврейски ???? (наби), в греческом языке профетес, имеет разные значения: возможно «глашатай», «вещатель», но ближе всего «призванный». «Призванный» – избранный из среды человек для свершения высшей задачи.

В Библии сказано, что пророки избирались еще в утробе матери:

«И было ко мне слово Господне: «Прежде, нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде, нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народа поставил тебя» (Иер. 1: 5).

Таким образом, Библия свидетельствует, что способность к рефлексивному мышлению заложена в генах.

Моисей (евр. Моше – «выводящий», «извлекающий», от евр. корня маша – «вытягивать», вытаскивать»), следуя указаниям Господа, вывел еврейский народ из Египта. С этого момента его общение с Богом носит постоянный характер. Иногда, он только слышал голос Бога, иногда, этому сопутствовали особые обстоятельства, как, например, горящий куст (неопалимая купина), облака, клубившиеся на горе Синай.

Но нам особенно интересно общение Моисея с Богом в скинии, при помощи специального устройства - ковчега Завета, «чертеж» которого Моисею дал Сам Бог.

Ковчег - от еврейского «арон», «ящик», «ларец». Он помещался в скинии, в той ее части, которая называлась Святое Святых. Евреи называли его «ковчег Божий» (1 Цар. 3:3; 4:11) и «ковчег могущества Твоего» (2 Пар. 6: 41; Пс. 131: 8). Слово ковчег употреблялось также и в значении «саркофаг» (Бытие 50: 26). По-гречески «саркофаг» буквально значит «пожирающий тело». Такое название не случайно: люди не должны были прикасаться к ковчегу. Для этого к стенкам его были прикреплены по два золотых кольца, в которые вдевались шесты из дерева ситтим (акация), обложенные золотом. Таким образом, люди никогда не прикасались к ковчегу. При перенесении святыни в Иерусалим, некто Оза случайно прикоснулся к ковчегу и немедленно умер.

Сам ковчег, размером приблизительно 1,25 м на 0,70 см, стоял на четырех нижних углах и был также сделан из дерева ситтим. Изнутри и снаружи он был обложен чистым золотом, а наверху вокруг украшен золотым венцом. Внутри ковчега находились святыни: две каменных доски Завета, золотой сосуд с манной и жезл Аарона.

Сверху ковчег был покрыт крышкой из чистого золота, на которой помещались золотые же херувимы. Они располагались по краям, были обращены лицом друг к другу, а их крылья простирались над крышкой (Исход 25: 10-20).

«Там Я буду открываться тебе и говорить с тобой над крышкой, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, обо всем, что ни буду заповедовать через тебя сынам Израилевым» (Исх. 25: 22).

«И говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим…» (Исх. 33:11).

Во время странствования израильтян, священники несли впереди ковчег Завета, как знак присутствия Бога. При помощи его совершались чудеса. Он сопровождал народ в годы становления на земле обетованной. В конце концов, ковчег был установлен в Святого Святых храма Соломона.

На протяжении 850 лет ковчег был зримым присутствием Божиим. Но еще пророк Иеремия предсказывал, что придут времена, когда исчезнет необходимость в ковчеге Завета. И действительно, вскоре он перестает упоминаться в Библии. Предполагается, что ковчег сгорел при поджоге храма халдеями.

А теперь, обратим свое внимание на то, что главной добродетелью Писания является бесконечное доверие к Богу и послушливость.

Необычайно доверительные отношения были с Богом у Моисея. Авраам, по приказу Господа, безропотно покинул семейный клан и стал бездомным скитальцем. Он верил в совершенно несбыточные вещи. Можно ли верить в 99 лет, что от тебя пойдет многочисленное потомство? А когда у Авраама рождается сын, Бог требует принести его в жертву. И Авраам, ни минуты не сомневается в том, что должен исполнить приказ Господа и принести в жертву своего единственного сына. Это - апофеоз послушания.

В Библии постоянно подчеркивается, только исполняя волю Божию, человек защищен, жизнь его осмысленна и он может надеяться на будущее. Послушание говорит не только о покорности Богу. Но и об умении Его услышать.

Именно эта необычайная способность Авраама, побудила Бога дать ему тройное обетование: наделить землей, произвести от него великий народ и благословить его. Бог выполнил Свое обещание – от Авраама, несмотря на преклонный возраст его, и его жены, произошел народ, в дальнейшем названый еврейским.

Евреи стали избранным народом, не только потому, что они несли в мир единобожие, но и потому что в их среде чаще всего рождаются гении коммуникации. А это еще одно подтверждение, что коммуникационные способности заложены в генах. Таким образом, Бог предназначил еврейский народ к посредничеству между небом и землей. Несмотря на то, что евреи многократно нарушали завет с Богом, они и сейчас лидируют в области метафизики.

По еврейскому преданию, в скинии обитала шехина, которая воплощает одно из имен Бога, означающее Его присутствие в мире. Впоследствии с ней советовались первосвященники для принятия решений.

Церковь считает, что шехина идентична Святому Духу, а в неканонической книге Сираха она названа Премудростью:

«...в волнах моря и по всей земле и во всяком народе и племени имела я владение: между всеми ими я искала успокоение и в чьем наследии водвориться мне.

Тогда Создатель всех повелел мне, и Произведший меня указал мне покойное жилище и сказал: поселись в Иакове и прими наследие в Израиле. Прежде века от начала Он произвел меня, и я не скончаюсь вовеки. Я служила пред Ним во святой скинии и так утвердилась в Сионе. Он дал мне также покой в возлюбленном городе, и в Иерусалиме - власть моя. И укоренилась я в прославленном народе, в наследственном уделе Господа» (Сир. 24: 6-13).

Обратите внимание, Премудрость поселилась в народе со времен праотца Иакова, но не ранее того. Этому событию сопутствовал сон Иакова, когда он увидел во сне лестницу с ангелами и услышал голос Бога, благословлявший его (Быт. 28: 12-15). Позже, мы раскроем аллегорический смысл этого сна.

Бог заключил завет с еврейским народом, обещав, что будет заботиться о нем и защищать. И действительно, Он явил ему множество чудесных спасений. Наличие чудес в Библии не должно пугать ученых, расшифровка символов поставит все на свое место.

Исключительные способности еврейского народа к коммуникации были так уникальны, что Господь запретил им вступать в браки с теми, кто не слышит глас Бога – идолопоклонниками. Браки были запрещены даже между двенадцатью коленами Израилевыми. И мы не ошибемся, если увидим в этом генетический контроль.

В Библии подробно описана судьба избранного народа. Из двенадцати колен ныне сохранилось только два.

Но настало время, когда, по признанию еврейских мудрецов, шехина покинула народ за грехи.

«Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» (Иер. 2: 13).

Безусловно, написание Моисеем Торы является событием надмирового уровня. Но вот странность, когда еврейский народ достиг «земли обетованной», Бог не разрешил Моисею ступить на нее (Втор. 32:52), хотя не было у Израиля пророков равных ему.

Моисей умер на горе Нево в возрасте 120 лет, хотя «зрение его не притупилось, и крепость в нем не истощилась» (Втор. 34: 7) и был погребен в долине на земле Моавитской. И никто не знает места его погребения до сих пор (Втор. 34: 6).





разработка: www.m-web.ru