контактный email:
2004tatianabaeva@earthlink.net
Введение

Глава первая. История метафизики

Глава вторая. Гносеология

Глава третья. Трансцендентальное воображение

Глава четвертая.

Глава пятая. Сотворение мира

Глава шестая. Адам и жена его

Глава седьмая. Три сына Евы

Глава восьмая. Боги древней Греции

Глава девятая. Потоп

Глава десятая. Космос

Глава одиннадцатая

English version




Содержание главы
1.1.1. Метафизическое мышление
1.1.2. Начало
1.1.3. Мифологическое мышление
->1.1.4. Философское мышление
1.1.5. Восток
1.1.6. Моисей
1.1.7. Соломон
1.1.8. Пророки
1.1.9. Апостолы
1.1.10. Соль земли
1.1.11. Эпилепсия
1.1.12. Юродивые
1.1.13. Дверь в Царство небесное
1.1.14. Стяжание Духа
1.1.15. Обиталище души
1.1.16. Гормоны души
1.1.17 Аскетизм
1.1.18. Разделение языков
1.1.19. Схоластика
1.1.20. Вера и наука
1.1.21. Кант
1.1.22. Гегель
1.1.23. Феноменологическая редукция
1.1.24. Высветляющее мышление


1.1.4. Философское мышление

В VI в. до Р.Х. одновременно в трех крупнейших древних цивилизациях: греческой, индийской и китайской, появились развитые философские системы. Это древнегреческая философия, индийские учения упанишад и китайский даосизм.

Надо заметить, что всплеск человеческой мысли такого масштаба никогда больше не повторился. Современный человек не может даже подражать этой величественной форме мышления.

Несмотря на огромную разницу в культурах, все философские системы интересуют космогония и космология. Все они варьируют одну и ту же модель, основанную на одном и том же структурно-функциональном архетипе.

Все три философские системы признали существование Непостижимого Единого Начала в виде пустоты-энергии, в которой содержится телесное, идеально-мыслительное и духовное качество.

Это идеально мыслительное Начало содержит в себе всеобъемлющее знание, которое при особых условиях может быть воспринято человеком путем «откровения».

Античная философия была первой формой концептуального мышления, оказала огромное влияние на становление западной культуры и не перестает быть актуальной до сих пор.

Это было то счастливое время, когда философия объединяла все. Она рассматривала вопросы онтологии и метафизики, гносеологии, антропологии, этики и политики и включала в себя такие предметы как математика, астрономия, медицина.

Афины дали миру чуть ли не десяток гениев: Анаксагор (500-428 до н.э.), Зенон (346/336/333-264/262 до н.э.), Протагор (480-410 до н.э.), Сократ (около 470-399 до н.э.), Платон (428/427-348/347 до н.э.), Софокл, Фидий.

Особенностью развития античной мудрости было то, что она развивалась в атмосфере естественной религии. Наука Древней Греции не была связана ни с храмом, ни с государством, хотя отцы древнегреческой науки Пифагор и Фалес Милетский еще учились у жрецов угасающего Древнего Востока.

Это было время торжества мысли, а не опыта, поскольку практическая наука в это время почти не имела развития. Основанием науки было философское мышление.

Что такое философское мышление? Отцы априорного знания считали главной своей задачей рассмотреть мир как целое, увидеть связь всех вещей. Безусловно, это высшая метафизическая цель.

При этом античные философы считали началом вещей божественный Ум, которому свойственно логическое мышление, при помощи которого Он создает мир, доступный нашему пониманию путем богоподобного, логического, в первую очередь, математического, мышления.

Греки разделяли знание на путь мнения и путь истины.

Об источнике пути истины писал еще Парменид (вторая половина VI - начало V века до новой эры). Он считал, что вне времени, в другом пространстве существует некий параллельный мир – Бытие. Оно вечно, непрерывно, однородно, неисчезающе, самотождественно и ни в чем не нуждается.

Бытие тождественно нашему мышлению, и только мысля в категориях Бытия, мы мыслим истину, которая воспроизводится мышлением на волне усилия. Оно является источником «чистых» мыслей, в отличие от «мнений». Парменид называл такую мысль законнорожденной.

«Путь истины» свободен от всяких ссылок на видимое, в отличие от «пути мнений», который опирается на чувственное восприятие и поэтому может быть как истинным, так и ложным.

Слово Логос в смысле Высшего Разума, первым употребил Гераклит из Эфеса (544/540/535-483/480/475 до н.э.). Логос (по-гречески – logos – «слово», «понятие», «закон», «разум»), умопостигаемая первооснова, универсальная система, постигаемая с помощью мышления, содержание и конечная цель мира.

Гераклит идентифицировал Мировой Разум с всеобщим законом взаимопревращения вещей, а также с количественными отношениями этого процесса. Таким образом, он рассматривал Логос как объект, которым занимается современная физика. При этом Гераклит предупреждал, что у Бога-Слова свой особенный язык, он общается с людьми посредством знаков и символов. Не зная Его языка, бытие не поддается прочтению.

Он считал, что познание Логоса есть самое драгоценное из внутренних сокровищ человека, подлинная мудрость, которая дарит человеку душевную ясность и высшее счастье. Внимающие Логосу достигают просветления ума.

Величайший философ Греции, Платон (428/427-348/347 до н.э.) систематизировал элементы сократической, гераклитовой и элеатской философий. И был первым, кто создал универсальную и развернутую картину мира, включающую космогонию, мир вещей и социального устройства человека.

Платон считал, что в «занебесной области» существуют идеальные прообразы вещей (эйдосы). И Демиург создает объективный мир по образцу этого мира идей. Эйдосы - истинное бытие и знание, «неосязаемая сущность, подлинно существующая, зримая лишь уму; на нее-то и направлен истинный род знания» (Федра 247с, d).

Эйдосы вмещают в себе все - целое, по-гречески это слово звучит как холон. Все сущее понимается как иерархия холонов, которые, воплощаясь в земные тела, порождают земную жизнь. А бессмертная душа человека – посредник между этими мирами.

Цель человека – осуществление коммуникации, достижение мудрости. Платон определял философов как людей способных постичь бытие в целом.

Платон так же различал «истинное мнение», которое доверяет лишь телесным ощущениям и «ум», который постигает мир идей. И считал, что познавать истину надо при помощи чистого мышления, отрешенного от тела («Федон 64b-67e). Для этого обязательно было пройти катарсис, «очищение», подготовить ум и тело к восприятию высшего знания.

Платон «видел» наставления, но не глазами, а умом. А «умом» Платон называл определенное состояние сознания. Наличие особой формы мышления не ставилось под сомнение, так отчетливо разделялись границы сознания.

Философы познавали мир не путем разглядывания предмета, а «поворотом глаз души»( Мамардашвили М. «Путь к очевидности».). Таким образом, философ воспринимал идеи недоступные нашим ощущениям, имея глубокую веру в истинность этих наставлений(Платон. М.,«Мысль», 1971 г, в 3-х т.т. «Тимей», т.3(1), 51d-e.).

Платон считал познание припоминанием того, что душа созерцала, когда составляла часть идеального мира(Платон. «Федон» 64b-67e).

Но предупреждал, что всегда существует опасность увлечения обманчивым знанием, которое уводит от истинной мудрости («Послезаконие» 974 b-d).

Он в отчаянии указывает на трудности постижения мира идей(Платон. «Парменид», (134е-135b).).

«К благу стремится любая душа и ради него все совершает; она предчувствует, что есть нечто такое, но ей трудно и не хватает сил понять, в чем же оно состоит. Она не может на это уверенно опереться, как на все остальное, вот почему она терпит неудачу и в том остальном, что могло бы быть ей на пользу»(Платон. « Государство», т.3(1), 505е.).

Ученые никогда всерьез не ориентировались на философское наследие эллинов, но сейчас изменили свое мнение, потому что достижения науки, особенно ХХ века, стали удивительным образом подтверждать априорные представления наших предков.

Так физика девятнадцатого века экспериментально подтвердила теорию Демокрита из Абдеры (460-около 370 до н.э.), который был основателем научного атомизма и сделал атом принципом объяснения существования, рождения движения и гибели материальных тел. Он также объяснял существование различных объектов сочетанием различных атомов.

Рассуждения Платона о правильных многогранниках, как структурных единицах мироздания(Платон. «Тимей», т..3(1), 53-с – 55-с), нашли, неожиданные для многих, экспликации в современной структурной химии и теории строения веществ.

Зенон (ок. 490 – ок. 430 до н.э.) некогда сформулировал апорию «стрелы», которая прекрасно ложится на модель движения элементарных частиц без траектории в современной квантовой механике.

Утверждение Гераклита Эфесца, что все вещи состоят из конечного огня и в него же разлагаются, не противоречит формуле Эйнштейна e=mc? при аннигиляции частицы и античастицы.

А идея Анаксагора (500-428 до н.э.) «все во всем», заключающаяся в том, что все вещи трансформируются из уже существующих вещей, получает оригинальную интерпретацию в современной квантовой физике.

Таким образом, невозможно не заметить, что область метафизики, как минимум, продуцирует оригинальные научные гипотезы.

Философские работы эллинов кажутся наивными только в том случае, если воспринимать их буквально. Но мы изменим свое мнение, если будем рассматривать их тексты как аллегорические.

Подчеркнем: философы отчетливо отделяли измененную форму сознания от обычного мышления. В этой аномальной зоне мышления и происходил мысленный контакт с абстрактной Сущностью, которая выступала под разными именами: Бытие, Благо, Логос, Мировой разум.

Но вот какая странность, Сократ считал, что философия есть упражнение в смерти и что познать тайное можно только через эрос и манию (мания по-гречески означает вдохновение и безумие одновременно).

Практически все древнегреческие философы считали, что контакт с Логосом они осуществляют при помощи демона, хотя и по-разному видели его.

Для Сократа (470-399 до н.э.) было совершенно естественно слышать, вернее, «мыслить» голос демона. Он ощущал демона как внутренний голос, который советовал ему, как поступить в конкретном случае, и всегда оказывался прав. Сократ четко отличал его мысли от своих мыслей.

Возможно, беседы с демоном объясняют то, что многие работы греческих философов записаны в виде диалога.

Другие философы считали демона внешним по отношению к телу («вестником»). Так у Плутарха демоны неслышно витают над избранными душами (как звезды)(Плутарх. «Трактат о демоне Сократа» (591 d sq.).).

Таким образом, часть разума является как бы отражением демона, который находится вовне и имеет самостоятельное существование. Демоны осуществляют контакт между Богом и людьми и восприимчивы к человеческим эмоциям и волевым актам. Плутарх считал, что с демонами связано все сверхъестественное и именно они управляют оракулами. При этом ум-демон присущ не каждой душе.

Платон же считал, что демон приставлен к каждому человеку Богом и является важнейшей частью нашей души(Платон. «Тимей». 90-а.).

Большинство авторов считали, что демоны бывают как добрые, так и злые и отношения с ними бывают различными.

Платон свидетельствует о том, что творчество поэтов сопровождается «муссическим неистовством». Они впадают в исступление, подобно прорицателям («Апология Сократа» 22с). Без перехода в такое состояние нельзя стать настоящим поэтом («Федр» 245а).

Пифагорейцы даже говорили о переходе в «состояние демона». Безусловно, «переход в состояние демона» хороших ассоциаций у нас не вызывает. Не потому ли в своих письмах к друзьям Платон настаивает на тайности, эзотеричности, философских учений.

Греческие философы создавали школы, где они пытались передать опыт общения с Логосом, преподавали ученикам науку мышления. Так образовались различные философские школы: киников, эпикурейцев, стоиков и т.д. Во всех философских школах античности были разработаны специальные психические техники, облегчающие переход сознания в особое, метафизическое состояние. Все они практиковали умеренный образ жизни и обуздание желаний. Но никакие феноменологические упражнения, ограничения в еде, ритуалы и магические действия не приводили к сколько-нибудь серьезным результатам – ряды мудрецов не множились.

Сам Платон отмечал: «мудрость – удел немногих» («Послезаконие» 973b-с). Хотя все люди причастны уму, но у некоторые из них, души смешиваются с телесным так сильно, что на протяжении всей жизни остаются неразумными и раздираемыми страстями. Другие же оставляют лучшую часть души непричастной материи.





разработка: www.m-web.ru